Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

FacultyNews

Курсантский совет

1В работе Международного авиа-космического форума МАКС-2019 представлено 3 исследовательских проекта, выполненных курсантами УИ ГА под руководством С.С.Самохиной, в конкурсной программе на экспозиции фестиваля «От винта».

IMG 0378

Международный авиационно-космический салон МАКС занимает одно из ведущих мест среди крупнейших мировых авиа-форумов. Только на МАКСе можно увидеть опытные образцы летательных аппаратов и боевых комплексов, экспериментальные установки, которые по ряду причин не могут демонстрироваться за рубежом. Проходит МАКС в городе Жуковский, на аэродроме центральной испытательной базы страны — Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова.
Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 проходил с 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском.  Своеобразным прологом к МАКС-2019 стало открытие 24 августа в Жуковском на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе памятника советскому сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144.

2
Участие в МАКС-2019 приняли 827 компаний из 33 стран, в том числе 184 иностранных компании. Под нужды салона зарезервировано около 26,5 тыс. кв. м выставочных площадей, 45 тыс. кв. м на открытых площадках и статической стоянке.

Деловая программа
С 27 по 29 августа состоялась деловая программа,   в эти дни салон посетили более 140 тысяч человек. Стоимость подписанных в дни работы салона контрактов и соглашений превысила 250 млрд. рублей, деловой потенциал мероприятия оценивается в 400 млрд. рублей.  
В рамках МАКС-2019 предприятия, входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию, подписали ряд соглашений по поставкам, продвижению и послепродажному обслуживанию самолетов на российский и международный рынок.
27 августа Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступили на церемонии открытия, ознакомились с образцами авиационной техники: новейшим российским истребителем Су-57, истребителем Су-35, средним вертолётом Ка-62, тяжёлым вертолётом Ми-38, самолётом-амфибией Бе-200, пассажирским среднемагистральным самолётом МС-21.
Выставочная программа МАКС-2019
Главными премьерами российских авиастроителей стали в этом году российский пассажирский узкофюзеляжный  среднемагистральный лайнер МС-21 и многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57. Корпорация "Иркут" привезла на выставку три опытных экземпляра этого лайнера. Три самолета проходят летные испытания, еще четыре - стендовые. Серийное производство должно начаться в 2021 году.
Главными экспонатами военной части российской экспозиции на МАКС-2019 стали многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57Э (он же ПАК ФА, он же Т-50) и легкий военно-транспортный самолет Ил-112ВЭ в экспортном варианте исполнения. 
 Су-57 впервые поднялся в воздух в 2010 году. Он может развивать скорость до 2600 км/ч. Ранее Су-57 принимал участие только в летной программе и на МАКС-2019 впервые демонстрируется в статике. Самолет способен обнаруживать летательные аппараты на расстоянии в несколько сотен километров и вести одновременно до 30 целей. Он успешно прошел испытания в реальных боевых условиях в Сирии. 29 июля  Су-57 запущен в серийное производство. В настоящее время уже подписан контракт с Минобороны на поставку более 70 самолетов.

Состоялся первый публичный показ нового российского топливозаправщика Ил-78М-90А, который изготовлен в Ульяновске в цехах АО «Авиастар-СП». Как и военно-транспортный Ил-76МД-90А, от базового Ил-76 он отличается новыми двигателями ПС-90А, новым композитным крылом из крупноразмерных панелей и обновленной цифровой электроникой со "стеклянной кабиной".. Это первый воздушный топливозаправщик, построенный в нашей стране в постсоветский период.
3

Экспозиция концерна ВКО «Алмаз-Антей» включала ЗРК С-400 «Триумф» и «Антей-2500», C-350 «Витязь», «Викинг» (это экспортная версия «Бук-M3»), «Оса-АКМ1» и целое семейство «Торов», комплексы ПВО морского базирования «Риф-М», «Штиль-1» и «Клинок», турельная установка «Гибка», РЛС 1Л125, «Подлет-Е», «Фара» и «Аистенок».
На салоне этого года состоялся  первый показ в России легкого самолета Piper M500, бизнес-джета Pilates PC-24, способный базироваться на грунтовых аэродромах, и «ближнемагистральника» Embraer E-195E2, российского аэротакси Begaero. Широкофюзеляжный самолёт Airbus A350-900 уже участвовал в салонах МАКС, однако в 2019 году показаны элементы решения Airbus Connected Experience. В 2019-м впервые посетители МАКСа смогут увидели в полете российский перспективный многоцелевой вертолет Ка-62. От прочих вертолетов КБ Камова он отличается нетипичной компоновкой с одним несущим винтом и рулевым винтом-фенестроном. Необычной новинкой стал лёгкий вертолет «Ансат» в VIP-версии с салоном в стилистике автомобильного бренда Aurus с повышенным уровнем комфорта.
Впервые в рамках МАКС были организованы специальные экспозиции и разделы по авиации общего назначения, в рамках которой продемонстрировано около 50 лёгких и сверхлёгких воздушных судов, по беспилотным авиационным системам, с участием разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов. Группа компаний «Кронштадт» показала «Орион-Э» и полноразмерный макет БЛА «Сириус». В виде макета присутствовал перспективный БЛА С-70 «Охотник» с плоским соплом, новшеством, которое  ждали.
В павильоне «Авиационные регионы России» были сформированы коллективные экспозиции Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей, Пермского края.
Мировая премьера пассажирского  МС-21 стала одним из звездных моментов авиасалона: демонстрировались три опытных самолета базовой модификации МС-21-300. Премьерой стал и двигатель для семейства МС-21 – ПД-14 – как в экспозиции, так и под крылом летающей лаборатории на базе Ил-76. Портфель твердых заказов на МС-21 включает 175 самолетов. Первые поставки должны начаться со второй половины 2021 года. МС-21 сейчас проходит летные испытания с американским двигателем. Но со следующего года на него начнут устанавливать отечественные ПД-14 - полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации.
Вызвал интерес новый турбовинтовой пассажирский Ил-114-300.
Ростехом на МАКС-2019 представлено порядка 250 образцов авиационной техники, бортовой электроники, авиадвигателей и аэродромного оборудования. Более 40 изделий из этого числа - впервые. Вновь на статической стоянке и в воздухе зрители увидели  российский легкий многофункциональный авиационный комплекс МиГ-35.
Создание сверхзвуковой техники следующего поколения требует проработки целого ряда фундаментальных проблем: снижение звукового удара и шума, повышение экономичности двигательных установок, разработка новых конструкций с повышенной тепловой прочностью. На разных этапах сверхзвукового полета уровни громкости звукового удара различные. При взлете имеет место фокусировка звукового удара, уровень может достигать 90-100 децибелов. В крейсерском сверхзвуковом полете он не должен превышать 72 децибела. Летные испытания демонстратора пассажирского сверхзвукового самолета начнутся в 2023 году.
В первый раз в выставке принял участие первый серийный образец Ми-38 с салоном повышенной комфортности. На статической стоянке показаны перспективный тяжёлый беспилотник «Орион-2» и экспортный БПЛА «Орион-Э».
МАКС-2019 стал для опытного истребителя Су-47 с крылом обратной стреловидности  первым за долгие годы "выходом в свет". Самолет использовался как летающая лаборатория для отработки технических решений в истребителях пятого поколения и сейчас находится на заслуженном "отдыхе".
В 2019 г. впервые не только участником МАКСа, но и соорганизатором авиасалона выступает Китай. На его экспозиции представлен  полноразмерный макет салона перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
С 30 августа по 1 сентября МАКС-2019 был открыт для посетителей. В пятницу, 30 августа, в первый день массового посещения МАКС-2019,  день студента,   его посетили более 103 тысяч человек, в том числе возможностью бесплатно посетить выставку воспользовалось около 7 тыс. учащихся дневных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Только в субботу, 31 августа,  его посетили более 173 тысяч человек. Это абсолютный рекорд посещаемости авиасалона в  день за все годы его проведения. Открыл программу в тот день десятиминутный показательный полет самолета Sukhoi SuperJet 100 с новыми законцовками крыла.
Традиционно  МАКС продемонстрировал  участникам и гостям насыщенную летную программу. В лётной программе приняли участие 81 летательный аппарат, включая 39 самолётов в составе семи пилотажных групп. На статической стоянке МАКС-2019 было представлено 133 летательных аппарата. С учётом того, что часть самолётов и вертолётов демонстрировалась и на статической стоянке, и в лётном показе, общее количество представленных летательных аппаратов достигло 202. Совершил полет и единственный в России летающий образец легендарного штурмовика времен Великой Отечественной Ил-2.
Четыре опытных летных образца российского истребителя пятого поколения Су-57 продемонстрировали во время летной программы невероятные возможности этих новых машин. Четверка камуфлированных «пятьдесят седьмых» пулей уходила ввысь, легко крутила бочки и виражи, изящно «штопорила» и непринужденно летала не только на «спине»,  боком и даже развернулся на 360 градусов.
Два самолета МС-21 демонстрировались на статической экспозиции и один участвовал в летной программе, удивляя  маневрами, достойными истребителя.
Участие в лётной программе МАКС-2019 приняло  рекордное количество пилотажных групп: семь команд представят сложный  пилотаж на тяжёлых истребителях, ударных вертолётах, реактивных и поршневых учебно-тренировочных самолётах. Масштабную программу подготовили авиационные группы высшего пилотажа «Русские витязи», «Соколы России» и «Стрижи», представляющие Воздушно-космические силы Российской Федерации. В небо над Жуковским свои машины поднимут лётчики российских групп «Колибри», «Русь» и «Первый полёт», гости из Прибалтики ANBO и Baltic Bees Jet Team.
«Стрижи» - авиационная группа высшего пилотажа Военно-Космических Сил России, которая Летчиками группы выполняла одиночный и групповой пилотаж на истребителях многоцелевого предназначения МиГ-29.  Комплекс  программ включает такие элементы, как «крыло», «крест», «стрела», «звезда», «молот», «пирамида».
«Первый полет» – первая в России профессиональная пилотажная группа на шести поршневых самолетах Як-52 и Як-54. Русские пилоты удивили зрителей аэрокосмического салона МАКС-2019 в Жуковском, продемонстрировав уникальную технологию письма в небе. Никто в мире не смог этого сделать. Пять самолетов Як-52 и Як-54 на Международном авиакосмическом салоне — 2019 нарисовали в воздухе надпись "МАКС" с помощью новой технологии - выпустили облака из разогретого масла. Использована автоматизированная система подачи масла, которая осуществляет контроль времени и длительность выпуска вещества  https://twitter.com/i/status/1166991498820378624
Пилотажная группа «Baltic Bees» - первая и единственная частная гражданская пилотажная группа в Прибалтийских государствах. Группа пилотирует на самолётах L-39С «Альбатрос»,
Пилотажная группа «Колибри» выступает на легких однодвигательных самолётах SIERRA P2002 итальянской фирмы TECHNAM. Специально для МАКС-2019 группа подготовила авиационное представление, основу которого составляют невероятно эмоциональные и зрелищные элементы встречного и группового пилотажа.
Пилотажная группа «Русь» – старейшая авиационная группа высшего пилотажа в России. «Изюминка» группы -  цветовое сопровождение каждого авиашоу за счет системы генерации цветного дыма, которой оснащен каждый самолёт. В летной программе группы принял участие курсант 4-го курса УИ ГА Сергей Когут.
Пилотажная группа«Соколы России» образована для совершенствования навыков полетов истребителей в группе, а также для демонстрации маневренных возможностей самолетов Су-27 и профессиональной подготовки летчиков.

«Русские витязи» - это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель». В настоящее время группа выполняет полеты на самолетах СУ-30СМ - двухместных многоцелевых истребителях поколения 4++. «Витязи» показали проход Су-30СМ на высоте 100 метров на скорости менее 80 км/ч. Пилоты группы «Первый полет» на Як-52 удивили зрителей новой фигурой высшего пилотажа, получившей название «Пропеллер».
nf

На МАКС-2019 впервые был представлен «воздушный бой с элементами сверхманевренности», в котором приняли участие два многоцелевых истребителя Су-30СМ Морской авиации ВМФ России.
XIV Международный авиационно-космический салон 1 сентября 2019 года завершил свою работу. В проведении мероприятий МАКС-2019 существенную помощь оказали 300 волонтёров, отобранных из числа учащихся и студентов, в том числе из нашего института. Общее количество посетивших «МАКС-2019» за шесть дней составило 578 тыс. 810 участников и гостей .

              Самый амбициозный павильон на МАКС-2019


4

Фестиваль «От винта!» проходит на разных площадках и в разных странах. Фестиваль «От винта!» проводится с 2007 года. В нынешнем году мероприятие проходит под эгидой Минпромторга России и при поддержке ОАО «Авиасалон», холдинга «Вертолеты России», Рособоронэкспорт и ФРП. Организаторами мероприятия назначены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех. Главной задачей фестиваля является продвижение технологических достижений российской молодежи.
Эксперты Международного фестиваля молодёжного и детского  научно-технического творчества «От Винта!» завершили отбор проектов на тему авиации и космоса для представления на Международном авиационно-космическом салоне до начала МАКС-2019. Один из основных критериев отбора проектов – возможность внедрения молодёжных инициатив в производственную сферу. Самые удачные разработки находят практическое применение в деятельности крупных промышленных компаний.
На МАКС-2019  фестиваль «От Винта!» проводится в павильоне FUTURE HUB совместно с экспозицией «Вузовская наука»- под одним крылом объединились будущие учёные и молодые конструкторы. Уникальный формат объединенного павильона не имеет аналогов ни на одном из авиационных салонов мира.  Работы молодых участников вызывают неподдельное восхищение серьезных профессионалов.
В этом году фестиваль представил на авиасалоне  119 проектов молодых инженеров и разработчиков из разных регионов России- Москвы, Омска, Ейска, Ульяновска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Челябинска и других городов.

Ветеран авиационной и ракетной промышленности, Герой Социалистического Труда академик Евгений Федосов похвалил способность участников фестиваля  браться за решение нетривиальных задач.
5

Лётчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов после общения с молодыми  инноваторами сказал: «Видимо, здесь и начинаются те прорывные технологии, о которых регулярно говорит глава нашего государства».
Экспертная группа Международного фестиваля молодёжного и детского  научно-технического творчества «От Винта!»  отобрала для участия в экспозиции три  проекта научно-исследовательской группы УИ ГА, выполненных под руководством С.С.Самохиной.
Наибольший интерес вызвала работа на тему «Мобильные аэродромные комплексы малой авиации (МАКМА)»., представленная курсантом ФЛЭиУВД (уч.гр П-15-7) Андреем Морозовым.  Военный лётчик, Герой России, генерал-майор, Председатель Общероссийской организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» Сергей Липовой отметил,  что будущая военная мощь нашей страны зарождается, на стендах фестиваля «От винта!». Виктор Пугачёв, заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, , который первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа «Кобра» подтвердил, что для многих районов России подобные комплексы жизненно необходимы, наш исследовательский проект имеет государственное значение.

6
Исследовательский проект на тему «Физическое моделирование авиационного тренажера с использованием виртуальной реальности», выполненный курсантами 5 курса ФЛЭиУВД Дмитрием Гасием и Ильей Семененко, получил высокую оценку представителей фирмы Boeing .

7

 

В первый день  фестиваль посетил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, который  восхищённо сказал: «Если вы сейчас пройдёте по МАКСу, то увидите, что он менее амбициозный, чем то, что делает «От винта!». На МАКСе вы можете увидеть то, что можно назвать «настоящим» или «вчерашним». Здесь мы смотрим в будущее».

5U0B6873

Не смог скрыть восторга после посещения стендов «От винта!». представитель «летающей» династии Алексей Водопьянов, сын легендарного Героя Советского Союза Михаила Водопьянова. Он подтвердил перспективность темы по адаптивному крылу и высказал несколько полезных замечаний по проекту «Моделирование гибкого крыла воздушного судна», который подготовили выпускник нашего института Артур Дурдымурадов и курсант 4 курса ФЛЭиУВД Артем Левкович.
Заинтересованность в по теме нашей работы высказали представители научно-инженерной компании НИК (г.Жуковский). 8Много интересных вопросов по нашим вопросам задали гости из Нидерландов.

Представитель концерна «Алмаз-Антей» Анна Жукова сообщила, что на  проекты участников «От винта!» пришла понять, с кем в дальнейшем возможно продолжить сотрудничество.
В гостях на экспозиции «От винта» побывала Яна Цандер, внучка великого ракетостроителя Фридриха Артуровича Цандера.
 Представители вооруженных сил Арабских Эмиратов  после знакомства с экспонатами «От винта!» отметили, что через 10 лет они могут «стать  реальным продуктом, которым мы будем пользоваться в новой жизни».
С нашими экспонентами экспозиции «От винта» побеседовал Владимир Шарпатов, Герой России, подполковник ВВС, командир самолёта Ил-76, принудительно посаженного талибами в 1995 году на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане.
Экспозицию "От Винта!" посетил  заместитель министра промышленности и торговли Чешской Республики Мариан Пьеха, представители делегации Бахрейна, ректор МАИ Михаил Погосян, представители  холдинга "Вертолеты России" , руководитель фестиваля «От Винта Виктория Соболева; руководитель службы деловой программы МАКС-2019 Марина Едапина,  ректоры вузов.
В рамках фестивалю состоялись интересные и продуктивные встречи с представителями Самарской области, руководителями и организаторами Молодежного инновационного форума Приволжского Федерального округа «iВолга». Достигнуты договоренности о сотрудничестве.
1 сентября  состоялось закрытие салона МАКС-2019 и подведение итогов  на экспозиции «От винта». Представители концерна ВКО «Алмаз-Антей» поблагодарили за продуктивную работу всех участников экспозиции и назвали победителями три работы участников. Две награды из трех вручены за исследовательские проекты  нашего института. Дипломы и памятные подарки с символикой Концерна вручили Андрею Морозову и Дмитрию Гасий. Наши курсанты покорили МАКС-2019!
910